Павловские платки любили и в России, и в Европе. Так, Международная выставка 1889 года в Париже наградила работы русских мастеров бронзовой медалью. А на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году платки получили высшую награду.
Работа на фабрике Павловского Посада была не из легких. Смена длилась 11-12 часов в полутемных, холодных подвальных помещениях. Если набойщик допускал брак, не поддававшийся исправлению, он обязан был выкупить испорченный товар по цене готового изделия. Нередко за весь год рабочему не удавалось скопить ни копейки.
В 1918 году фабрика была национализирована. В 1922 году стала работать школа фабрично-заводского ученичества. Начиналась реконструкция предприятия. Через несколько лет появились первые печатные машины, разместившиеся в специально построенном для них корпусе, водонапорная башня, литейная мастерская, водонапорная станция. Жизнь по-новому постепенно налаживалась.
В то время большинство изделий производилось из ситцевых тканей — шерсти не хватало. Но традиционных рисунков мастера обычно придерживались. Чаще всего это были розы с крупными, хорошо прорисованными лепестками и листьями. Расцветка соответствовала натуральной окраске цветов и растений. Делались в те годы попытки обновить рисунки на платках. И тогда появлялись платки с тракторами, сеялками, комбайнами, паровозами, аэропланами… Такие платки не прижились. Так что окончательно утвердился проверенный столетиями цветочный рисунок с растительным орнаментом.
В 1937 году в Париже состоялась всемирная выставка. Павловские мастера отправили на нее 600 изделий: платки, гардины, скатерти, покрывала, художественные панно. Их мастерство было оценено высшей наградой — Гран при.
Еще немало высших наград получили павловские платки в последующие годы. На Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства, посвященной 40-летию Великого Октября, на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе…
50-е годы ХХ века для фабрики в Павловском Посаде, связаны с очередной реконструкцией производства. К 1962 году на ручных операциях было занято менее 40 процентов рабочих. Пришли работать новые талантливые художники: З. А. Ольшевская, Л. С. Шаховская, С. П. Рыжов, Е. П. Регунова. Они продолжили народную традицию росписи платков и принесли новые элементы. Так, например, появились шали с белыми розами. Это придумала Лидия Шаховская. Для белых роз создавался специальный грунт — черный и синий.
Семен Петрович Рыжов предложил производству такие платки, как «Тюльпан», «Мак», «Ромашка», «Георгины». Он был талантливейшим рисовальщиком, членом Союза художников.
В 1963 году фабрики, расположенные в самом Павловском Посаде и в округе, объединились в Московское производственное платочное объединение. С тех пор это объединение является одним из мощных предприятий отрасли, производящей платки и ткани.
Elzico - твой проводник в мире моды, присоединяйся с нами будет интересно